Причины недостоверности сведений ЕГРЮЛ, способы их установления и устранения

Тема достоверности ЕГРЮЛ и внесения записей о недостоверности является не новой, начался процесс внесения записей в ЕГРЮЛ еще в 2016 году. При этом вопрос достоверности реестров сохраняет актуальность, так как по данной теме всегда появляются новые вопросы, спорные ситуации, по которым налогоплательщики на постоянной основе обращаются в налоговые органы за разъяснениями.

Основной целью выявления недостоверности в отношении организаций является создание прозрачной деловой среды, улучшение климата для добросовестных налогоплательщиков, которые должны быть уверены в получении достоверной информации из ЕГРЮЛ.

Принцип достоверности государственных реестров является основополагающим, закреплен в гражданском законодательстве, во-первых, в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» указано, что государственные органы обязаны обеспечить достоверность и актуальность содержащейся в федеральных ресурсах информации, являющейся официальной. Кроме того, принцип достоверности закреплен в основном законе в области государственной регистрации – Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Одним из инструментов обеспечения достоверности является внесение в ЕГРЮЛ записей о недостоверности. Так, в силу п. 5, 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ ЕГРЮЛ должен содержать записи о недостоверности сведений, внесенных в ЕГРЮЛ, в случае установления такой недостоверности.

Записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений вносит Единый регистрационный центр – в г. Хабаровске это ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска (ЕРЦ).

Законодательно закреплена возможность внесения записей о недостоверности в ЕГРЮЛ только по трем позициям: в отношении адреса организации, учредителя и руководителя, что отражено в п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ.

Как проводится проверка достоверности сведений и какой порядок внесения записей в ЕГРЮЛ?

Порядок проведения проверки достоверности сведений и внесения в ЕГРЮЛ записей о недостоверности регламентирован п. 4.2 ст. 9, п. 5, 6 ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ, Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц» (Приказ ФНС России № 72).

Приказ ФНС России № 72 регламентирует порядок проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в Единый государственный реестр юридических лиц. Устанавливает порядок действий регистрирующего органа.

Согласно Приказу ФНС России № 72 основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (далее - заявление о недостоверности сведений ЕГРЮЛ), а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.

То есть информация для проведения проверки поступает в ЕРЦ либо от ТНО (например, в ходе выездной проверки проведен опрос руководителя, из которого следует, что он номинальный), либо от иного заинтересованного лица (чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с недостоверностью каких-либо сведений об организации). Заинтересованными лицами в нашей практике выступают и государственные органы (такие как антимонопольная служба, Центральный банк, когда, например, не могут установить связь с юридическим лицом, конверты возвращаются и т.д.), а также физические лица (когда, например, фирма оказала некачественную услугу по установке кондиционера, а когда лицо приняло решение обратиться в организацию с претензией, то по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, фирмы не оказалось).

Рекомендуемый образец заявления о недостоверности сведений ЕГРЮЛ приведен в приложении к Приказу ФНС России № 72 – это форма Р34002. Нотариального заверения такая форма не требует, направляется в ЕРЦ любым удобным способом.

Как проводится проверка? Проверка достоверности сведений проводится регистрирующим органом или по его поручению территориальным налоговым органом следующими способами, предусмотренными п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

При этом при проверке достоверности каких-либо сведений всегда проводится комплекс мероприятий.

Так, когда проводится проверка адреса, из указанного перечня используются методы проверки: осмотр помещения по адресу, пояснения лиц, кому известна какая-либо информация (охранник, сотрудники соседнего офиса, если закрытая территория – пояснения на КПП: кто приезжает, какой доступ на территорию: открытый/закрытый и т.д.), получаются пояснения собственника помещения: был ли договор аренды, действует в настоящее время или нет, и так далее.

В случае если по результатам проведения проверки установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений, то юридическому лицу, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, направляется уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.

Согласно п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ в течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.

В Хабаровском крае за 2019 год в ЕГРЮЛ внесено порядка 1430 записей о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. За 2020 год - 2086 записей. За 2021 год – 1757 записей (за 9 мес.).

Кроме того, запись о недостоверности сведений о физическом лице может быть внесена в реестр на основании заявления Р34001 «Заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ» (п. 5 ст. 11 Закона № 129-ФЗ). Приказом ФНС России № 72 утверждена форма заявления и порядок ее заполнения. Такая форма должна быть либо лично с паспортом представлена в ЕРЦ, если направляется по почте – нотариус форму должен заверить, если направляется в электронном виде – форма подписывается электронной цифровой подписью.

Никакие мероприятия по проверке сведений в данном случае не проводятся (получение пояснений и т.д.), а в установленный законом срок ЕРЦ осуществляет регистрационное действие – в течение 5 дней вносит запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ.

Но мало в форме заявить о несоответствии сведений: сказать «я не являюсь учредителем/руководителем». ЕРЦ смотрит в каждом случае предоставления формы Р34001 мотивировку по таким заявлениям, чтобы мошенники не пользовались такой лазейкой.

Например, если в коммерческой организации уволен директор по собственному желанию, есть приказ, а в ЕГРЮЛ изменения новым руководителем не внесены, то можно заполнить заявление по форме Р34001, приложить приказ, заявление на увольнение, и регистрирующий орган внесет запись о недостоверности сведений.

А если, к примеру, налоговый орган установил организацию, занимающуюся незаконной деятельностью, начал проверки, направление требований, и во избежание ответственности директор решил заполнить форму Р34001 - конечно, по такому пакету документов будет вынесен отказ в госрегистрации, запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ вноситься не будет.

Таким образом, порядок внесения записей о недостоверности в ЕГРЮЛ четко регламентирован действующим законодательством, что говорит о защите интересов всех сторон правоотношений, связанных с достоверностью ЕГРЮЛ, и исключает незаконные действия как со стороны налогоплательщиков, так со стороны налоговых, регистрирующих органов.

   

Анастасия Бургасова, заместитель начальника отдела регистрации и учета налогоплательщиков УФНС России по Хабаровскому краю

 


 

 

Возврат к списку