Права предпринимателей, осуществляющих деятельность в таможенной сфере, в том числе резидентов особых экономических зон

Надзор за соблюдением прав предпринимателей (индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) - одно из приоритетных направлений деятельности Дальневосточной транспортной прокуратуры.

Предпринимательская деятельность в Российской Федерации осуществляется на основе единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности, признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Защита субъектов предпринимательской деятельности представляет собой совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению, признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности.

Предприниматели пользуются гражданско-правовыми способами защиты своих прав, перечень которых определен статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (признание права, пресечение действий, нарушающих право, возмещение убытков и др.). Административно-правовые и уголовно-правовые способы защиты прав предпринимателей, как правило, являются дополнительными (по отношению к гражданско-правовым способам).

Любые российские и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Правоотношения в таможенной сфере регулируются международными договорами, включая Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС), и актами, составляющими право данного союза, а также Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Единую таможенную территорию Евразийского экономического союза составляют Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика, в связи с чем перемещение товаров между указанными странами в большинстве случаев осуществляется без таможенного оформления и контроля (статьи 25, 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014).

Перемещение товаров между указанными странами в таможенный орган сопровождается представлением соответствующей статистической формы, порядок и сроки представления которой определены Постановлением Правительства Российской Федерации 19.06.2020 № 891 «О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 № 1329». За непредставление либо несвоевременное представление отчетности в таможенный орган должностные и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности по статье 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере до 30 тысяч рублей для должностных лиц и до 100 тысяч рублей для юридических.

При перемещении товаров за/в пределы таможенной территории Евразийского экономического союза товары подлежат помещению под таможенную процедуру и, соответственно, таможенному декларированию путем представления декларации на товары и документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. Порядок заполнения таможенной декларации и ее форма утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций».

В соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС в случае непредставления документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе самостоятельно запросить соответствующие документы у декларанта, перечень которых определяется исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств.

При помещении товаров под таможенную процедуру необходимо уплатить таможенные платежи и таможенный сбор (в случае, если они установлены), к которым относятся ввозная/вывозная таможенные пошлины; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза; таможенные сборы (статья 46 ТК ЕАЭС).

Предприниматели, являющиеся резидентами особых экономических зон, пользуются льготами в таможенной сфере.

Согласно статье 2 Федерального закона от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» такой зоной признается часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Льготами в таможенной сфере пользуются резиденты особых экономических зон, созданных в соответствии с вышеназванным федеральным законом, а также федеральными законами от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток», от 13.07.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».  

Резиденты особых экономических зон при помещении под таможенную процедуру свободной таможенной зоны товаров, предназначенных для размещения и (или) использования ими на территории особой экономической зоны в целях осуществления предпринимательской и иной деятельности, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования.

При этом несоблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру, содержание которой предусматривает освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, возврат уплаченных сумм, неприменение мер нетарифного регулирования, образует состав административного правонарушения, за которое установлена административная ответственность по статье 16.19 КоАП РФ в виде штрафа с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

При осуществлении надзорной деятельности за соблюдением прав предпринимателей транспортными прокурорами установлены случаи неправомерного отказа в выпуске товаров, необоснованного привлечения лиц к административной ответственности, факты создания резидентам территории опережающего социально-экономического развития административных барьеров при вывозе водных биологических ресурсов. По всем фактам приняты меры прокурорского реагирования.

К примеру, несмотря на требования статей 38, 325 ТК ЕАЭС, должностными лицами таможенного органа принято решение о внесении изменений в заявленные сведения о таможенной стоимости товаров без учета предоставленных декларантом подтверждающих документов и пояснений. По представлению Приморского транспортного прокурора указанное решение признано незаконным и отменено. Резиденту особой экономической зоны возвращены излишне уплаченные таможенные платежи в размере 2,3 млн рублей.

По протестам Камчатского транспортного прокурора судом отменены незаконные постановления таможенного органа о привлечении резидента особой экономической зоны к административной ответственности в виде штрафа по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ. Основанием к принятию прокурором таких мер послужил факт привлечения предпринимателя к административной ответственности по истечении срока давности привлечения.  

Предпринимателям важно знать, что в случае несогласия с решениями, действиями (бездействием) таможенных органов (их должностных лиц), затрагивающими их права и интересы, такие решения, действия подлежат обжалованию в вышестоящий таможенный орган либо в суд.

Кроме того, представители бизнеса могут лично обратиться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации посредством раздела Единого портала прокуратуры Российской Федерации «Прямая линия для предпринимателей» в сети Интернет. Срок рассмотрения таких обращений составляет 14 рабочих дней с момента его регистрации в Генеральной прокуратуре Российской Федерации.


Олег Боженов, прокурор отдела по надзору за исполнением законов в таможенной сфере, процессуальной

и оперативно-розыскной деятельностью (с дислокацией в г. Владивостоке)              

Возврат к списку