На стороне закона

Наверное, каждый бывал в ситуации, когда поход в магазин, кафе, салон красоты вопреки ожиданию вызывал не самые радостные эмоции. Как правило, недовольством от качества товара или обслуживания делятся с друзьями или в соцсетях – не каждому хочется тратить время и силы на поход в надзорные органы или в суд, да и собственных знаний для составления грамотной претензии не всегда хватает. В подобной ситуации можно обратиться к юристам - но куда идти, кого искать? Мы знаем, куда!

Региональная общественная организация по защите прав потребителей «Союз потребителей Хабаровского края» начала работу в 2017 году. Как был организован Союз и какие задачи он решает, рассказала директор Евгения КИМ.

- Еще во время учебы на юридическом мне удалось поработать в подобной организации в Санкт-Петербурге. Этот опыт мы с супругом решили реализовать в Хабаровске. У мужа за плечами много лет службы в правоохранительных органах и адвокатская практика, я успела поработать в прокуратуре. Мы пригласили в команду еще двух сильных юристов - так и родился Союз потребителей Хабаровского края.  

- Почему было выбрано именно это направление юриспруденции? 

- Парадокс в том, что закон очень мощно защищает права потребителя, а люди не пользуются этой возможностью. Здесь больше не позавидуешь предпринимателям: отказал в замене товара или возмещении некачественной услуги - и попадаешь на неустойки, штрафы, которые могут превышать сумму ущерба до 3-х раз! Возможно, и больше. 

- Произошла ситуация с некачественным товаром, услугой, человек приходит к вам. Готовите документы в суд?

- Зачем так сразу? Консультируем по ситуации, рассказываем, какие шаги нужно сделать, составляем грамотную претензию. Часто все удается урегулировать в досудебном порядке, умный предприниматель сразу посчитает, во что ему выльется нарушение закона. Если нет - идем дальше до победного. У Союза 98% выигранных дел. 

В этом и есть миссия нашей организации - комплексная защита потребителя: от консультации до представительства в судах всех инстанций, получения исполнительного листа и взыскания денежных средств в пользу потребителя. 

- По каким вопросам чаще всего к вам обращаются?

- Некачественный товар. Например, у нас было порядка 7-8 дел о продаже б/у айфонов: когда восстановленные гаджеты продавали под видом новых. Это достаточно просто доказать. 

Еще распространенный пример: вы знали, что за подарочный сертификат можно вернуть деньги? Недавно мы вели дело, в котором магазин крупной федеральной сети отказал в возврате средств, в результате чего был вынужден вернуть двойную стоимость сертификата. 

Также приходят клиенты, пострадавшие от косметологических услуг. Как раз сейчас идет процесс, когда чистка лица в салоне привела к необратимым последствиям.  

Обращаются с вопросами по долевому строительству. Знаете, сколько уловок можно ожидать от подрядных организаций в процессе стройки! У нас целый чек-лист собрался: на что обратить внимание при приемке жилья и за что вы имеете право требовать компенсацию или переделку. Более того: претензии к строителям можно предъявить даже после продажи такой квартиры.

Еще одна из спорных тем – ОСАГО. Сейчас ввели посредника между пострадавшими и страховыми компаниями - финансового омбудсмена, который решает вопросы возмещения ущерба, что часто затягивает процесс.

Есть так называемые «сезонные» запросы: поскользнулся - упал - очнулся - гипс. У нас в прошлом году был выигрышный процесс, когда девочка на улице Тургенева сломала копчик, чудом не улетев с двухметровой высоты - зацепилась рюкзаком. Удалось взыскать с ТСЖ за ненадлежащую очистку территории 400 тысяч в пользу пострадавшей. Это дело, кстати, мы вели бесплатно. У нас есть квота на безвозмездное ведение некоторых категорий дел. 

- А были случаи, когда вы принимали позицию другой стороны?

- Конечно. Вам известно, наверное, такое понятие, как потребительский экстремизм. Если человек обращается с целью обогатиться - отказываем. Мы всегда будем на стороне закона. Так нам удалось помочь организации, которая делает ремонты: поставить на место заказчика, который выдвигал необоснованные претензии. Очевидно было, что он хочет нажиться, мы сделали все по закону, доказав его неправоту.

- Есть еще интересные, возможно, общественно значимые дела у вашей организации?

- Да, помимо юридических услуг мы занимаемся общественными вопросами. Например, участвовали в судьбе магазинов «Ветеран», которые нужны горожанам и предпринимателям, но арендодателю содержать их невыгодно. К сожалению, они будут закрыты.

Не все в курсе, что сейчас происходят события, которые коснутся каждого. Мусорная реформа. Владельцы частных домов уже почувствовали ее влияние на себе, когда вместо 200 рублей в месяц на вывоз мусора в их квитанциях обнаружилась сумма в 3000. И все потому, что в Хабаровском крае неправомерно прошли выборы регионального оператора, что сильно скажется на тарифах. Мы пытаемся обратить внимание на нарушение указания Президента по этому вопросу. 

За четыре года Союз потребителей Хабаровского края успел заявить о себе, мы участвуем в юридических мероприятиях города и края, нас хорошо знают в надзорных органах и судах. Юрист - это человек, который постоянно учится, но тем не менее, знать все невозможно. В этом нам помогает «КонсультантПлюс» – в справочно-правовой системе найдется компетентный ответ на любой запрос, а обновления нормативной и законодательной базы проходят своевременно, что дает гарантию актуальности используемой информации.


Мы не пользуемся большей частью прав, которые у нас есть. А зря. Чем больше будет таких прецедентов - тем быстрей мы выстроим правильные, уважительные отношения «продавец-потребитель». И в этом нам готов помочь Союз потребителей Хабаровского края. 

 

Жанна Рукавишникова

 

Возврат к списку