Органы прокуратуры в системе мониторинга правоприменения

Институт мониторинга правоприменения получил новый виток развития в российской правовой системе в связи с принятием нормативной основы осуществления данной деятельности на общегосударственном уровне.


         До недавнего времени такая работа проводилась органами власти, местного самоуправления, органами прокуратуры, институтами гражданского общества в инициативном порядке, но с 2011 года она приобрела правовое регулирование с изданием сначала Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2011 №657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», а затем в связи с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 №694, которым утверждена Методика осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации.

         В соответствии с Положением мониторинг осуществляется на плановой основе и представляет собой сбор, обобщение, анализ и оценку информации для обеспечения принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

         Органы прокуратуры в системе мониторинга правоприменения занимают свое положение.

         Прокурорский надзор тесно связан с системным анализом законодательства. При осуществлении надзора за соблюдением законов, регулирующих практически все сферы общественных отношений, прокуратура как никакой иной государственный орган на основе правоприменительной практики видит объективную картину состояния правовой базы в регионах и, в целом, стране, в том числе противоречивость, неполноту и другие недостатки действующих нормативных правовых актов, поскольку сталкивается с ними непосредственно на практике.

         В результате проводимого прокуратурой мониторинга действующего законодательства и правоприменительной практики выявляются пробелы в регулировании общественных отношений, обращается внимание законодателя и иных субъектов нормотворчества на необходимость внесения в правовые нормы изменений, обеспечивающих действенную защиту прав и свобод граждан.

         Указом Президента Российской Федерации на Министерство юстиции Российской Федерации возложены функции по координации мониторинга, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти, и его методическому обеспечению.

         Генеральной прокуратурой Российской Федерации в Министерство юстиции Российской Федерации ежегодно направляются предложения к проектам плана мониторинга и доклада Президенту Российской Федерации о результатах мониторинга.

         Министерство юстиции Российской Федерации на основе материалов, поступивших в Министерство, подготавливает проект доклада Президенту Российской Федерации о результатах мониторинга и предложения к плану законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.

         Президентом Российской Федерации по итогам рассмотрения доклада о результатах мониторинга даются поручения государственным органам и организациям, а также должностным лицам о разработке законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и принятии иных мер по реализации предложений, содержащихся в указанном докладе.

         Многие предложения прокуроров о необходимости принятия новых законов или внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты по результатам мониторинга законодательства и правоприменительной практики легли в основу нормативных правовых актов всех уровней.

         Так, в процессе правоприменения прокуратурой края выявлен пробел правового регулирования в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс). Кодексом не определен орган, уполномоченный на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.1, 15.14–15.15.16, частью 20 статьи 19.5 Кодекса, совершенных в отношении средств местных бюджетов, в случаях, если они возбуждаются прокурором.

         Из части 1.1 статьи 23.1 Кодекса следует, что суды рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных только в случае, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля.

         Положение этой нормы ограничивает право прокурора на возбуждение указанных дел об административных правонарушениях, совершенных в отношении средств местных бюджетов, поскольку такие дела рассматриваются судами исключительно в случае, если они возбуждены должностными лицами органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым прокурор не относится.

         Соответствующая информация направлена прокуратурой края в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, Законодательную Думу края, которой о правовом пробеле проинформирована Государственная Дума Российской Федерации.

         В настоящее время на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации внесен законопроект «О внесении изменений в статью 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий внесение соответствующих изменений в Кодекс.


НАТАЛИЯ ТИТОВА, СТАРШИЙ ПОМОЩНИК ПРОКУРОРА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами края, органами местного самоуправления

         Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное  решение» выпуск № 8 (178) дата выхода от 21.08.2017.

         Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

Возврат к списку