Порядок применения контрольно-кассовой техники и изменения, внесенные в 2021 году

В соответствии с действующим законодательством, всеми организациями и предпринимателями при осуществлении ими расчетов в обязательном порядке применяется контрольно-кассовая техника.

С 1 июля 2017 года на территории Российской Федерации применяется только контрольно-кассовая техника, обеспечивающая передачу данных в автоматическом режиме (онлайн-кассы).

Основным правовым актом, регулирующим применение ККТ, является Федеральный закон от 22.05.2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

В статье 2 данного закона отражены случаи, при которых контрольно-кассовая техника не применяется.

При осуществлении расчета пользователь контрольно-кассовой техники обязан выдать кассовый чек на бумажном носителе, а в случае предоставления покупателем (клиентом) до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты - направить кассовый чек в электронной форме покупателю на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты.

Требования к реквизитному составу кассового чека установлены статьей 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ.

 

Регистрация ККТ

В настоящее время зарегистрировать, перерегистрировать, снять с учета кассы можно 2 способами:

  • 1 способ: заполнив заявление на бумажном носителе и подав его в любой налоговый орган. При этом налоговый орган выдает регистрационный номер, пользователь самостоятельно или с помощью мастера организации, реализующей контрольно-кассовую технику, вводит данный номер в кассовый аппарат и завершает регистрацию. В данном случае отчет о регистрации пользователь должен представить в налоговый орган в течение суток для завершения регистрации;

  • 2 способ: пользователь может заполнить заявление через личный кабинет на сайте ФНС и проделать все регистрационные действия не тратя время на посещение налогового органа.

С 1 июля 2017 года законодательством был предусмотрен плавный переход на новый порядок применения контрольно-кассовой техники, состоящий из четырех этапов, в ходе которых все больше субъектов предпринимательской деятельности последовательно переходили на обязательное применение онлайн-касс.

Последний 4 этап перехода на онлайн-кассы завершен 01 июля 2021года. На этом этапе перешли на применение онлайн-касс индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, выполняющие работы и реализующие товары собственного производства самостоятельно.

Также в 2021 году завершено действие переходных положений законодательства по применению ККТ по следующим вопросам:

  • с 1 апреля 2021 года индивидуальные предприниматели, применяющие специальные режимы налогообложения: патентную и упрощенную системы, - обязаны указывать на чеке наименование товаров или услуги и их количество. Наименование товара или услуги должно быть конкретным, понятным, позволяющим идентифицировать товар или услугу. Длина реквизита не должна превышать 128 символов вместе с пробелами;

  • с 21 апреля 2021 года наступила обязанность указывать на чеке реквизит: «код товара» курьерами и почтовыми службами при доставке маркированного товара от имени продавца;

  • c 6 августа 2021 года наступила обязанность использования при реализации товара фискального накопителя, поддерживающего режим маркировки.

Остановимся подробней на реквизите кассового чека «код товара».

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны использовать контрольно-кассовую технику, в том числе при реализации маркированной продукции, и передавать сведения о выводе из оборота такой продукции с использованием контрольно-кассовой техники по каждому реализованному товару в информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке.

«Код товара» подлежит отражению на кассовом чеке при расчетах за товары, маркированные средствами идентификации. В реквизите «Код товара» указывается код идентификации, содержащийся в средстве идентификации товара.

При расчетах за реализованную маркированную продукцию (выбытие из оборота товара) кассовый чек должен содержать обязательный реквизит «код товара» (М). Соответственно, на печатной форме кассового чека требуется указывать в составе предмета расчета значение (М) и в электронной форме передавать значение кода маркировки. В противном случае информация о выбытии из оборота маркированного товара не передается оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке.

Налоговый орган контролирует в данном вопросе только наличие на бумажном кассовом чеке реквизита «код товара» (М), а в электронном чеке - наличие значения кода маркировки.

Ответственность за отсутствие в кассовом чеке обязательного реквизита «код товара» установлена ч. 4 ст. 14.5 КоАП.

При осуществлении расчетов реквизит «Код товара» в кассовых чеках не указывается в случаях:

  • если расчет не связан с передачей товара покупателю, например при предварительной оплате, авансе, погашении займов;

  • если чек сформирован при возврате товара с поврежденным или утерянным средством идентификации.

На сегодняшний день разрешена реализация немаркированного товара по трем позициям: это

  • до 1 сентября 2021 года молочной продукции со сроком годности свыше 40 дней, велосипедов и велосипедных рам;

  • до 1 декабря 2021 года молочной продукции со сроком годности до 40 дней.

Необходимо отметить, что налоговые органы в этом вопросе контролируют только наличие на бумажном чеке реквизита кассового чека «код товара» - буквы (М) и в электронном варианте чека наличие значения кода маркировки.

Еще один вопрос, на котором хотелось бы заострить внимание, - это обязанность использования нового фискального накопителя.

Статьями 4 и 4.1 Закона № 54-ФЗ установлены новые требования к контрольно-кассовой технике, применяемой пользователями при осуществлении расчетов за маркированные товары, а также установлены новые требования в отношении фискальных накопителей, используемых в данной контрольно-кассовой технике. Указанные требования к кассам и фискальным накопителям вступили в силу 6 августа 2019 года.

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи контрольно-кассовой техники, осуществляющие расчеты за маркированные товары, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации должны направлять (вносить) информацию о таких товарах в государственные информационные системы мониторинга за оборотом товаров, в момент расчета за такие товары обязаны формировать данные о таких товарах, предусмотренные законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники, в виде запросов о коде маркировки и уведомлений о реализации маркированного товара в электронной форме с использованием контрольно-кассовой техники, обеспечивающей возможность формирования указанных данных и их передачу оператору информационных систем маркировки через оператора фискальных данных.

В соответствии с пунктами 8 и 8.1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ в случае принятия нормативно-правового акта, которым вносятся изменения в требования к контрольно-кассовой технике (или) фискальному накопителю:

  • контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель, которые включены в реестр, соответствуют требованиям, действовавшим до даты вступления в силу нормативно-правового акта, и соответствуют требованиям, измененным нормативно-правовым актом, могут регистрироваться, перерегистрироваться, применяться пользователем и не подлежат исключению из реестров в связи с их несоответствием указанному нормативно-правовому акту в течение 2 лет со дня вступления данного нормативно-правового акта в силу. В случае если в течение 2 лет со дня принятия указанного нормативно правового акта контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель не приведены в соответствие с требованиями, измененными указанным нормативно правовым актом, такие контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель подлежат исключению из реестров;

  • фискальный накопитель контрольно-кассовой техники, зарегистрированной в налоговых органах с этим фискальным накопителем в установленном порядке, при исключении из реестра может применяться пользователем в такой контрольно-кассовой технике до окончания срока действия его ключа фискального признака.

          Следовательно:

  • контрольно-кассовую технику с фискальным накопителем, который не поддерживает режим маркировки, можно было регистрировать и перерегистрировать до 6 августа 2021 года (2 года с даты вступления в силу ФЗ от 27.07.2019 № 238-ФЗ);

  • фискальный накопитель, который не поддерживает режим маркировки, можно использовать в составе зарегистрированной контрольно-кассовой техники после 6 августа 2021 года до окончания срока действия ключа фискального признака.


Ответственность за нарушение законодательства

За нарушение законодательства по применению контрольно-кассовой техники ответственность предусмотрена от предупреждения до наложения штрафных санкций, а в некоторых случаях - и административное приостановление деятельности.

Данная ответственность определена статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях.

На сегодняшний день эта статья состоит из 15 пунктов, и в каждом пункте предусмотрены разные виды привлечения к ответственности. Также в ходе проведения административного производства учитываются все смягчающие или отягчающие обстоятельства, влияющие на размер и вид штрафных санкций. Поэтому в каждом конкретном случае даже при однородном нарушении ответственность может быть разная.

Стоит отметить, что срок привлечения к ответственности увеличился с трех месяцев до одного года, то есть налоговый орган может привлечь нарушителя к ответственности за нарушение, совершенное в период одного года до даты обнаружения нарушения.

Поэтому, в случае если по каким-либо причинам вы не применили кассовый аппарат или неверно указали реквизит кассового чека, то во избежание административной ответственности вам необходимо сформировать кассовый чек коррекции и предоставить информацию об этой операции в налоговый орган.

В настоящее время все граждане, чей телефон имеет доступ в Интернет, могут скачать разработанное ФНС бесплатное мобильное приложение «Проверка чеков».

С помощью данной программы можно быстро и удобно проверить легальность, корректность кассового чека и в случае обнаружения нарушения, в том числе в случае невыдачи чека, тут же, через мобильное приложение, направить жалобу в ФНС России.

На сайте nalog.ru Хабаровского края имеется список ответственных лиц с указанием контактных телефонов для консультирования по вопросам регистрации и применения ККТ.

   

Ольга Грицюк, главный государственный налоговый инспектор отдела оперативного контроля УФНС России по Хабаровскому краю

 

 

Возврат к списку