За каждой цифрой надо видеть человека

Административные здания конца прошлого века не отличаются особым разнообразием - строгие формы, серый бетон и стекло. Строение на Дзержинского, 41 – исключение: внушительное сооружение из белого кирпича с синим остеклением притягивает взгляд. На верхнем этаже расположен элемент в виде арки, а декоративная полоса из красного кирпича с белыми крестообразными узорами визуально делит фасад на две равные части. Здесь располагаются территориальные органы Федеральной налоговой службы и Казначейства России.

Слово «казначей» пришло из Древней Руси, поначалу эти особо доверенные люди охраняли княжескую казну. Во времена Екатерины II были созданы казенные палаты в каждой губернии и прописаны их обязанности: «Дабы доходы сполна и в настоящее время собраны были. Дабы доходы куда надлежит доставлены были. Дабы доходы в целости сохранены были».

О том, какие функции выполняет казначейство сегодня, рассказал руководитель Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю Павел ЛИТВИНЮК.

- Казначейство как финансовый орган был утрачен на долгие годы - упразднено в 1918 году и возродилось только в 1992-м, - говорит Павел Геннадьевич. – Так что в будущем году готовимся отметить 30-летие службы. Цель воссоздания - навести порядок, повысить эффективность управления и контроль над государственными финансами. В Хабаровске деятельность казначейства начиналась с кабинета с двумя столами на Фрунзе, 70, затем сменились еще два адреса, и, наконец, в 1998 году казначейство обосновалось в этом здании вместе с УФНС - воплощать екатерининские функции.

- Работа с финансами - это работа с цифрами и гигантский документооборот.

- Верно. Но главное, за каждой цифрой нужно видеть человека. Адресность - одна из составляющих нашей деятельности. И мы понимаем, что от того, как быстро и слаженно сработает вся финансовая машина государства и казначейство в том числе, так конкретный человек получит помощь. На нас выплата зарплат, пенсий, пособий. Свежи в памяти события 2013 года, когда нужно было компенсировать людям причиненный стихией ущерб. Также на нашей ответственности выплаты медицинским сотрудникам за работу в условиях пандемии.

- За прошедшие 30 лет получилось достичь поставленных целей?

- Конечно, по сравнению с 90-ми порядок наведён. Сейчас управление осуществляется более эффективно - субъекты получают финансы вовремя и в полном объёме, и деньги при этом работают, не простаивают. Четко прописаны и соблюдаются нормы законодательства. Но, как бы то ни было, останавливаться нельзя, всегда есть к чему стремиться.

- Насколько на вашу деятельность повлияла цифровизация? Бумажная работа наверняка сократилась, как при этом изменилась занятость сотрудников?

- Перевод документооборота в электронный вид значительно упростил работу. Улучшилось взаимодействие между управлениями казначейства по стране. Управление финансами стало более эффективным, ведь для того, чтобы посмотреть отчет и принять решение, теперь достаточно открыть компьютер. И в целом работа казначейства стала прозрачней - любой желающий может посмотреть отчеты об исполнении бюджета в сети интернет. Что касается сотрудников, работы меньше не стало, кто, как не человек, вводит ту же информацию в компьютер, обрабатывает данные? Просто теперь наши специалисты больше учатся, кто-то прошел перепрофилирование.

- У многих организаций есть общественная жизнь. Поддерживает ли казначейство эту идею?

- Когда было образовано казначейство, активисты заинтересовались финансовым управлением государства в военные годы. Этот интерес вылился в огромный 9-томный труд «Наркомфин в годы ВОВ». Была собрана информация о тех, кто ушел на передовую и кто ковал победу в тылу на финансовом фронте. Тогда же зародился поисковый отряд, каждый из регионов подхватил эту традицию. Наш отряд называется «Казначей 27». Мы оказываем помощь в поиске родственников, держим связь с ветеранами войны, участвуем во всех мероприятиях, связанных с этими событиями.

- Павел Геннадьевич, а какие качества должны быть присущи сотруднику казначейства?

- Думаю, что в первую очередь - преданность работе и тому направлению, которое человек выбрал в жизни. Это служба, потому необходимо понимать всю ответственность. Во-вторых, желание приносить пользу. Несмотря на то, что мы не работаем напрямую с людьми, а исполняем бюджет, повторю свою мысль - за каждой цифрой стоит человек. Вообще люди - ценность любой организации, которую нельзя измерить. Оценивают результат, а он достигается общими силами коллектива, и я не устаю благодарить своих сотрудников за терпение и гигантский объём работы, который они выполняют.

После переезда в новое здание сотрудники казначейства высадили перед ним саженцы рябины. Принялась рябина, окрепла, и каждую осень до самых снегов рдеют гроздья, напоминая вместе с бело-синим фоном фасада российский триколор – символ государственности.


Жанна Рукавишникова

Возврат к списку