Где создают дальневосточное кино?

Комедия, драма, боевик, мюзикл, фантастика… Как много жанров в современном кинематографе! И каждый дает возможность зрителю окунуться в другую жизнь, проживать ее вместе с героем, заставляет думать, анализировать, воспитывать себя.

            

            «Дальневосточная киностудия» снимает документальное кино. И эти фильмы действительно уникальны.

            – Мы снимаем кино про историю нашего времени, которую будет интересно увидеть через 100 лет и больше. Герои фильмов могут не быть известными людьми со множеством наград и достижений. Но они всегда увлечены какой-то темой, неравнодушны к проблемам настоящего времени, – говорит Альберт САМОЙЛОВ, художественный руководитель «Дальневосточной киностудии», член Союза кинематографистов России, автор более 25 документальных фильмов. – Вы посмотрели фильм, ничего не помните, но вас что-то глубоко задело. Это и есть документальное кино. Наша задача – попасть в душу зрителя через своего героя, за которого мы болеем, которому стремимся помочь. Мы даем ему надежду на то, что его услышат.

            Такие цели киностудия преследует с момента образования. С 2007 года ее сценаристы, режиссеры, операторы занимаются производством документальных, научно-популярных, учебных фильмов по заказу Министерства культуры Российской Федерации.

            – Ежегодно проводится множество различных кинофестивалей. В апреле в Гатчине на российском фестивале «Литература и кино» наша лента «Репортаж из Рая», режиссером которой выступила моя супруга Анна Самойлова, удостоилась приза зрительских симпатий имени Клары Лучко. Герой этого фильма Александр Лепетухин много лет был художником-постановщиком в нашей команде. Это замечательный человек, интересный рассказчик, автор «Хехцирских сказок», признанный лучшим в России сказочником. Я подумал: почему бы не начать записывать наши с ним беседы? Один час, два, три, четыре… Этот материал послужил основой для фильма о творчестве хабаровского сказочника, – увлеченно рассказывает Альберт Михайлович.

            Об успехах киностудии руководитель говорит со скромностью. И это при том, что нет в ее копилке фильмов таких, которые не были бы отмечены на международных и всероссийских фестивалях и конкурсах.

            – Мы, люди искусства, все фанатики. Мы не ездим в отпуск на море. Наш отпуск – это очередной фестиваль. И дело даже не в наградах, а в том, что можно показать свой фильм, проблему, героя. Хотя, конечно, всегда приятно получать красивую статуэтку и диплом, испытывая при этом невероятное, непередаваемое чувство гордости.

            Это чувство знакомо Альберту Самойлову со студенческих лет. Он учился на операторском факультете ВГИКа. 1988 год, третий курс, первая курсовая работа, первый фильм «Челябинск-40»…

            – С нарисованной от руки картой мы отправились искать сохранившийся в горах лагерь, где добывали уран. Место оказалось труднодоступным: с трех сторон горы, с четвертой река, поэтому найти лагерь удалось только через несколько дней. Колючая проволока, вышки, здания администрации, охраны, оружейные комнаты, таблички с надписями, окна, заклеенные газетами 52-го года: все отлично сохранилось. Мы даже жили там пару дней. Показ курсовых работ во ВГИКе – дело публичное. Прийти может любой желающий. И вот, полный зал: преподаватели, однокурсники, совершенно незнакомые люди… На первом ряду мастера, которые оценивают работы студентов. Объявляют: «Курсовая. Самойлов Альберт». Заканчивается фильм. И тут гром аплодисментов! У меня мурашки! Тогда понял – получилось.

            Уже на следующий день фильм начинающего оператора отправился в небольшое турне. Вместе с двумя игровыми короткометражками других студентов его показали в трех московских кинозалах. Через полгода для трансляции на одном из телеканалов Германии и Франции, а также для использования фрагментов ленты в личных работах фильм Самойлова купил знакомый немец. Альберт Михалович не отрицает, что до сих пор узнает свои первые профессиональные кадры в лентах о сталинских лагерях, которые показывают федеральные телеканалы России.

            Художественный руководитель «Дальневосточной киностудии» признается: в документальном кино первый фильм совсем не главный. Важнее второй, третий, каждый последующий. Точнее, их уровень, который с каждой лентой должен быть только выше. Теперь тебя знают, ты не можешь ударить в грязь лицом перед своей публикой, героями. Не зря говорят «полжизни создаем имя, а потом имя работает на тебя».

            Сейчас киностудия чувствует интерес со стороны российских киношников. Ведь что такое кинофестиваль? Это критики, единомышленники, общение, в процессе которого появляются новые знакомства. Все работники российской киноиндустрии знакомы между собой, и «Дальневосточную киностудию» в стране знают. Для нее не редкость звонки с просьбами прислать определенный фильм на какой-нибудь показ. И звонят в студию не только известные кинокритики и организаторы фестивалей, но и работники музеев, образовательных учреждений, библиотек. Альберт Самойлов никогда не жадничает. Делится всем, что есть. Всем, что просят. Но считает, что кино нужно смотреть в кинотеатре.

            – Однозначно! Исключительно! Только на большом экране. Это атмосфера кинозала, когда погас свет, вокруг зрители, они плачут, смеются. Ведь каждый кадр что-то значит. А так, за ноутбуком, перед телевизором, отвлекся и не понял, почему фильм закончился именно так.

            Все работы «Дальневосточной киностудии» можно легко найти в Интернете. Но лучше следовать советам мастера и наблюдать за успехами соотечественников в кинозале. Тем более, что делать это совсем не сложно. Все премьеры фильмов проходят в кинотеатре «Совкино».

  

ДАРЬЯ КОНКИНА

 

            Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное  решение» выпуск № 7 (177) дата выхода от 20.07.2017.

            Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ». 

Возврат к списку