Жилищно-коммунальный вопрос

Собственная недвижимость – это не только радость обладания квадратными метрами, но и определенная ответственность. Владелец квартиры обязан поддерживать в порядке свое жилое помещение (проводить замену отопительной коммуникации, водопроводных труб, электрической проводки) и общедомовое имущество, а также своевременно оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Порядок предоставления ЖКУ и начисления за них платы нередко вызывает вопросы. Разобраться в данной теме возможно, обратившись к сервису «Линия консультаций» Регионального информационного центра «КонсультантПлюс» в городе Хабаровске. Изучив поступивший запрос, специалисты Сервиса подберут из объема информации СПС материалы, наиболее отвечающие представленной ситуации. В настоящей статье вниманию читателей предлагается подборка вопросов по теме жилищно-коммунальных услуг.


1. При покупке квартиры в декабре 2019 года начисления, как и задолженность, по статье «Капитальный ремонт» по квартире отсутствовали. В декабре 2020 года пришла квитанция с начислением и доначислением за предыдущие 3 года. Хотелось бы узнать, насколько такое начисление законно.

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, помимо прочего, взнос на капитальный ремонт (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).

Поэтому по общему правилу за собственниками закреплена обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт.

Один из возможных вариантов сложившейся ситуации – это  неоплата предыдущим собственником платежей по капитальному ремонту. Ч. 3 ст. 158 ЖК РФ предусматривается, что при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Такая формулировка была введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 257-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», в ст. 2 которого сказано: «Положения части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года».

Таким образом, если предыдущий собственник не оплатил взносы на капитальный ремонт, то в силу закона задолженность и, соответственно, обязанность по оплате переходят на нового собственника.

Стоит отметить, что при заключении договора купли-продажи возможно предусмотреть обязанность по оплате задолженности бывшим собственником до даты регистрации права собственности новым собственником. Если такие условия есть в договоре, то и задолженность будет за предыдущим собственником, а не за новым, как указано в законе.

Также возможен вариант, что в силу различных причин квитанции об оплате капитального ремонта не доставлялись адресату. Но и в этом случае суды, рассматривая споры о взыскании с собственников задолженности по капитальному ремонту, выносят решения в пользу владельца специального счета,  указывая, что  отсутствие доказательств получения квитанции собственником помещений не освобождает его от исполнения возложенной на него законом обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.


2. В квартире проживает (и прописана) одна бабушка, инвалид второй группы, собственником квартиры является ее дочь. В каком размере и кем уплачиваются взносы на капитальный ремонт, если бабушка не является собственником квартиры, где она проживает, но имеет льготы по оплате других коммунальных услуг?

В соответствии со ст. 169, Жилищного кодекса Российской Федерации  собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
 Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет - в размере ста процентов.

 Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.04.2016 N 109-пр  «Об утверждении Порядка назначения и выплаты компенсации расходов по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме отдельным категориям граждан на территории Хабаровского края»  предусмотрена компенсация одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пожилого возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет рассчитывается исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством края, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного Законом Хабаровского края от 13 октября 2005 г. N 304 «О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае».


3. Организация осуществляет розничную продажу средств измерения (СИ) - счетчиков тепла и воды. Производитель/поставщик не проставляет в документах на СИ (паспорте) данные поверки, ссылаясь на изменения в ФЗ №102-ФЗ от 26.06.2008, предусмотренные ФЗ от 27.12.2019 №496-ФЗ, которые вступили в силу с 24.09.2020 г. Поставщик утверждает, что отсутствие записи в паспорте не нарушает Приказ Минпром и торговли РФ от 02.07.2015 № 1815 (имеются сведения о поверке в ФГИМ АРШИН). Коммунальные организации отказываются принимать такие СИ, ссылаясь на нарушение Постановления правительства РФ № 354 от 06.05.2011, п.п.80 «...требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета...». Кто прав в данной ситуации?

Федеральным законом от 27.12.2019 N 496-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», которыми установлены новые требования к результатам поверки приборов учета, в том числе бытовых счетчиков.

Согласно поправкам с 24.09.2020 единственным юридически значимым подтверждением результатов поверки приборов учета, в том числе бытовых, служит информация, включенная в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений - электронный реестр Росстандарта.

При этом  по заявлению владельца средства измерения или лица, представившего его на поверку, на средство измерения наносится знак поверки, и (или) выдается свидетельство о поверке средства измерения, и (или) в паспорт (формуляр) средства измерения вносится запись о проведенной поверке, заверяемая подписью поверителя и знаком поверки, с указанием ее даты.

Таким образом, с 24.09.2020 единственным юридически значимым подтверждением результатов поверки счетчиков является электронная запись в едином реестре Росстандарта. Бумажные свидетельства теперь выдаются только по требованию потребителей и не имеют юридической силы.

Результаты поверки средств измерения, удостоверенные по правилам, применявшимся до 24.09.2020, действительны до окончания интервала между поверками средств измерения. Напомним: ранее результаты поверки средств измерения удостоверялись знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерения, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.

Если у вас остались вопросы по теме жилищно-коммунальных услуг или вам необходима информация по иным темам законодательства – обращайтесь к материалам Системы  «КонсультантПлюс» и к специалистам сервиса «Линия консультаций».

Обратиться к сервису «Линия консультаций» возможно из оболочки Системы «КонсультантПлюс», воспользовавшись кнопкой «Задать вопрос эксперту», на сайте Регионального информационного центра, заполнив форму заказа во вкладке «Линия консультаций», и по электронной почте Регионального информационного центра. 


Информация по представленным ситуациям подготовлена специалистами «Линии консультаций» на основе материалов, размещенных в справочной правовой системе «КонсультантПлюс»

Возврат к списку