Роль Минюста России в проведении антикоррупционной экспертизы как одного из элементов системы противодействия коррупции в Российской Федерации

Одним из элементов комплекса мероприятий в сфере антикоррупционной политики государства является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Важная роль в осуществлении такой деятельности отведена органам юстиции.

По своей сути антикоррупционная экспертиза является глубоким экспертным исследованием, целью которого является выявление
и устранение правовых предпосылок коррупции, что отождествляется с устранением дефекта правовой нормы. Предложенный законодателем правовой инструментарий позволил органам юстиции выработать следующий алгоритм действий, охватывающий максимально широкий круг экспертной оценки.

Во-первых, Управление Минюста России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее – Управление) при проведении правового анализа проектов нормативных правовых актов одновременно оценивает такие документы на предмет наличия в них положений, способствующих коррупционным проявлениям. И в случае выявления коррупционных факторов – отражает это в заключении с обоснованием правовой позиции. Значение экспертизы проектов правовых актов до момента их правоприменения выражается в ее предупредительном свойстве, позволяющем на ранней стадии устранять имеющиеся недоработки, ошибки, минимизировать различные негативные факторы, способствуя принятию качественного правового акта.

Во-вторых, Управление проводит антикоррупционную экспертизу всех поступающих на правовую экспертизу нормативных правовых актов. В случае наличия в акте коррупционных норм в мотивированном заключении обязательно делается ссылка на положение Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Правительством Российской Федерации от 28.02.2010 № 96, и вносятся предложения, направленные на исключение из текста положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

В-третьих, проводится антикоррупционная экспертиза всех уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы при их государственной регистрации. Необходимо подчеркнуть, что Управление проводит правовую и антикоррупционную экспертизу только актов, которые носят нормативный характер. И это достаточно внушительный массив краевых актов, имеющих межведомственный характер, устанавливающих правовой статус организаций, а также затрагивающих права, свободы и обязанности жителей Хабаровского края и Еврейской автономной области (далее – край, область), в том числе и социально слабо защищенных категорий граждан (это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей).

Статистика свидетельствует, что за период с 2018 года по май текущего года в Управление поступило 1073 проекта и 12609 региональных нормативных правовых актов. По результатам проведенной экспертизы коррупциогенные факторы выявлены в 7 проектах и 18 нормативных правовых актах края и области. Обращает на себя внимание тот факт, что из общего количества проэкспертированных актов абсолютное большинство с нарушением антикоррупционных норм составляли приказы органов исполнительной власти края и области, зачастую регулирующие правоотношения в сфере организации предоставления государственных услуг – административные регламенты, которые носят комплексный характер и включают правовые нормы различных сфер общественных отношений.

Характерными факторами, способствующими проявлению коррупции, содержащимися в нормативных правовых актах и их проектах, стали:

  • широта дискреционных полномочий;
  • отсутствие или неполнота административных процедур;
  • наличие завышенных требований к лицам, предъявляемых для реализации принадлежащих им прав.
Органами государственной власти, допускающими установление правовых норм, содержащих коррупциогенные факторы, не учитывались требования всех федеральных правовых актов, подлежащих применению при регулировании отдельных правоотношений, а также допускались отступления от их единообразного толкования и применения – например, при регулировании порядка обжалования действий и решений в ходе предоставления государственных услуг.

Важно отметить положительный момент, заключающийся в том, что региональные органы государственной власти по отрицательным экспертным заключениям Управления оперативно устраняют в нормативных правовых актах выявленные коррупциогенные факторы, осуществляют корректировку текстов проектов актов либо снимают их с дальнейшего рассмотрения. Если говорить о результатах деятельности по проведению антикоррупционной экспертизы уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы края и области, следует сказать об отсутствии выявления коррупциогенных факторов в 2529 актах, проэкспертированных Управлением за обозначенный выше период.

Объясняется это спецификой внесения изменений в уставы муниципальных образований, которое в большинстве своем осуществляется на основании строгих требований федерального законодательства и точного воспроизведения его норм, что априори исключает коррупциогенные проявления. Кроме того, Управлением налажено взаимодействие с главами и представительными органами муниципальных образований края и области, а также организована работа по оперативной подготовке и рассылке рекомендаций по приведению уставов муниципальных образований в соответствие с изменившимся федеральным и региональным законодательством, что также является превентивной мерой в отношении коррупционных правонарушений.

Стоит заметить, что проведение антикоррупционной экспертизы как на стадии нормотворчества, так и после принятия правовых актов осуществляется при непосредственном взаимодействии Управления с другими субъектами антикоррупционной экспертизы (органами государственной власти и местного самоуправления, прокуратурой). Так, представители Управления являются членами комиссии по проведению антикоррупционной экспертизы краевых законов, постановлений Законодательной Думы Хабаровского края и их проектов.
Взаимодействие с органами государственной власти, прокуратурой края и области, Ассоциацией «Совет муниципальных образований» также обеспечено Соглашениями о взаимодействии в сфере юстиции, которыми предусмотрено:
  • совместное обсуждение проблемных вопросов применения федерального антикоррупционного законодательства при оценке законности нормативных правовых актов;
  • обмен информацией о результатах правовой и антикоррупционной экспертиз, пробелах регионального законодательства и мерах, принятых по их устранению;
  • осуществление сверок по экспертным заключениям о несоответствии нормативных правовых актов федеральному законодательству.
Указанные формы сотрудничества между всеми субъектами антикоррупционной экспертизы, имеющими общие цели и задачи, направленны на выявление коррупциогенных факторов, давно апробированы и успешно реализуются. Наличие конструктивного взаимодействия Управления с заинтересованными сторонами нормотворческого процесса, равно как эффективная работа органов государственной власти, предопределяют имеющуюся тенденцию к снижению допускаемых нарушений антикоррупционного законодательства в принятых нормативных правовых актах края и области.


Анна Зуева, начальник отдела по вопросам регионального законодательства и регистрации уставов муниципальных образований

Возврат к списку