«Прибыльные» расходы

«Прибыльные» расходы

 

            Сталкиваясь со спорными ситуациями по вопросам бухгалтерского и налогового учета, специалисты финансовой сферы обращаются к сервису «Линия консультаций» Регионального информационного центра «КонсультантПлюс» в городе Хабаровске. Напомним, что «Линия консультаций» — правовое консультирование исключительно на основании материалов Системы «КонсультантПлюс» в области налогового законодательства, бухгалтерского учета, гражданского и трудового права. Специалисты «Линии консультаций», изучив письменный запрос, выбирают из массива информации СПС материалы, наиболее подходящие под ситуацию, описанную в запросе. В настоящей статье представлены группы вопросов, связанных с возможностью или отсутствием возможности отнесения затрат организации на расходы по налогу на прибыль - ведь не все расходы можно учесть в налоговом учете.

 

Как быть с оборудованием, не введенным в эксплуатацию

 

В практике налогоплательщиков встречаются ситуации, когда оборудование неправильно хранилось на складе. В связи с этим оно стало непригодным для использования и, как следствие, не было введено в эксплуатацию. Налогоплательщиков в таком случае интересует вопрос: правомерно ли будет в данной ситуации в целях налога на прибыль учесть в расходах стоимость оборудования, не введенного в эксплуатацию, и непригодного для использования в связи с неправильным хранением на складе?

В целях гл. 25 Налогового кодекса РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым имуществом признаются имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).

По общему правилу расходы на приобретение амортизируемого имущества учитываются равномерно на протяжении периода его использования в деятельности налогоплательщика через механизм начисления амортизации (пп. 3 п. 2 ст. 253 НК РФ).

В силу п. 5 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на приобретение или создание амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, за исключением расходов, указанных в п. 9 ст. 258 и пп. 48.12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Таким образом, если налогоплательщик несет расходы на приобретение имущества (оборудования), которое признается амортизируемым, и он планирует его использование в качестве основного средства, такие расходы учету при исчислении налога на прибыль не подлежат в силу п. 5 ст. 270 НК РФ.

Вместе с тем механизмы списания стоимости (остаточной стоимости) основных средств предусмотрены налоговым законодательством. Так, в силу пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ налогоплательщик вправе учесть расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы, если иное не установлено ст. 267.4 НК РФ.

Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Поскольку пришедшее в негодность оборудование в эксплуатацию не вводилось, амортизация по нему начисляться не могла соответственно списать сумму недоначисленной амортизации не представляется возможным (Письмо Минфина от 05.03.2010 N 03-03-06/1/115).

В своем письме от 27.08.2018 N СД-4-3/16501@ ФНС России говорит, что на основании пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ налогоплательщик вправе учесть в составе внереализационных расходов только затраты на ликвидацию объектов незавершенного строительства или иного имущества, монтаж которого не завершен. Расходы, которые формируют первоначальную стоимость основного средства (амортизируемого имущества), по данному основанию учесть нельзя.

Таким образом, списание стоимости (первоначальной стоимости) оборудования, пришедшего в негодность на складе, через норму о ликвидации основных средств, в том числе в виде недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, будет неправомерным, поскольку приобретенное имущество нельзя рассматривать в качестве основного средства. Оно не вводилось в эксплуатацию, амортизация по нему не начислялась, следовательно, не имеется и недоначисленной амортизации.

Товарно-материальные ценности, хранящиеся у налогоплательщика на складах, могут приходить в негодность по различным причинам, в том числе и в результате неправильного хранения. В такой ситуации налогоплательщику необходимо задокументировать факт порчи хранившегося имущества, то есть провести инвентаризацию и установить причины, по которым имущество пришло в негодность.

В случае если имущество пришло в негодность полностью вследствие нарушений правил его хранения и виновные лица установлены, списание стоимости имущества необходимо осуществить на дату, когда работник в письменной форме признал сумму ущерба, или на дату, когда вступило в силу решение суда о взыскании убытков или об отказе в их взыскании с работника налогоплательщика (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Положения гл. 25 НК РФ не содержат специальных норм, которые позволяли бы учесть стоимость имущества, пришедшего в негодность в результате нарушений правил хранения, в ситуации, когда не установлены конкретные виновные лица. Вместе с тем перечень расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, а также убытков является открытым (п. 2 ст. 265 НК РФ). В ст. 270 НК РФ расходы, связанные с порчей имущества по вине налогоплательщика, не поименованы, что позволяет уменьшить налоговую базу на экономически оправданные расходы (убытки).

Существует положительная судебная практика по данному вопросу - Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.05.2015 по делу N А32-37604/2014.

 

Оплата путевок сотрудникам: что изменилось

           

            В преддверии теплого сезона и отпусков актуальными являются вопросы по оплате путевок и санаторно-курортного лечения для работников. Напомним, что с 1 января 2019 года расходы на туристические и санаторно-курортные путевки по договорам, заключенным работодателем, отражаются в налоговом учете по налогу на прибыль, только если работодателем был заключен договор с туроператором или турагентом. Если услуги оказываются по договорам с непосредственными исполнителями (гостиницами, перевозчиками и т.д.), то оплата услуг не учитывается в составе расходов на оплату труда (п. 24.2 ст. 255 НК РФ, ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ, Письмо Минфина России от 18.03.2020 N 03-03-06/1/20496). Все другие затраты, произведенные на оплату путевок на лечение и отдых, не предусмотренные п. 24.2 ч. 2 ст. 255 НК РФ, для целей налогообложения налогом на прибыль, не учитываются (п. 29 ст. 270 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.09.2019 N 03-03-06/1/72557).

            Согласно Федеральному закону от 17.02.2021 N 8-ФЗ организациям с 1 января 2022 года можно уменьшать сумму налога на прибыль, учитывая в расходах не только траты самой компании на санаторно-курортное лечение в России для сотрудников и их близких, но и на полную или частичную компенсацию затрат, которые понесли сотрудники. Кроме того, работодатели теперь смогут оплачивать данные услуги санаториям напрямую, не заключая туристский договор и не приобретая путевки в санаторий у турагентов.

 

Расходы, связанные с договорами подряда

 

            Следующая группа вопросов связана с учетом дополнительных расходов, возникших при заключении договоров подряда. Организации заключают договоры подряда, например, на оказание ремонтных или отделочных работ. В некоторых случаях компании нанимают иногородних специалистов, которым необходимо предоставить жилье на время выполнения заказа. Может ли организация-заказчик учесть в своих расходах по налогу на прибыль расходы на проживание работников подрядчика? Важный момент – в этой ситуации работники не являются сотрудниками заказчика, и с ними не заключается гражданско-правовой договор.

   Главное правило для принятия к учету расходов в налоговом учете – эти расходы должны быть экономически оправданными (п. 1 ст. 252 НК РФ). Пункт 1 ст. 702 ГК РФ гласит, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Пунктом 2 ст. 709 ГК РФ установлено, что цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Поэтому, если договор предусматривает, что заказчик оплачивает аренду жилья для работников подрядчика, то организация вправе учесть расходы при расчете налога на прибыль. В этом случае наем жилья является одним из условий, при которых подрядчик будет выполнять работы.

Если же предприятие арендует помещение для работников подрядчика по своей инициативе, то, расходы на аренду признать экономически обоснованными не получится.

 

Командировки: как учесть расходы

 

            Еще одна группа ситуаций связана с учетом расходов на командировки. Например: «Можно ли учесть расходы, если сотрудник проживает не в гостинице, а в санатории?», «Какими документами можно подтвердить расходы на проживание при аренде жилья у физического лица?», «Что делать, если работники не смогли вовремя вернуться из командировки по причине отмены или переноса рейса?». Обо всем по порядку.

Расходы на командировки, в частности, на наем жилого помещения, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом НК РФ не содержит каких-либо требований к видам (типам) помещений, используемых работником для проживания во время командировки. Следовательно, прямого запрета на учет в целях налогообложения прибыли НК РФ не содержит. Это значит, что работодатель вправе отнести к расходам стоимость оплаты проживания работника в санатории. Обосновать свой выбор в пользу санатория налогоплательщику можно такими обстоятельствами, как удобство транспортного сообщения, близость санатория к объекту командирования работника, отсутствие мест в гостинице и т.п. Перечисленные факторы могут являться аргументами налогоплательщика в случае возникновения вопросов со стороны налоговых органов.

            Что касается найма жилого помещения у физического лица - требования к перечню документов законодательство не содержит. Расходы можно подтвердить документами в произвольной форме. Минфин в своем Письме от 15.01.2016 N 03-03-07/803 говорит о том, что для принятия расходов к учету достаточно документов, косвенно подтверждающих факт пребывания в помещении командированных работников, например, договор аренды, акт и т.д. Так же в СПС «КонсультантПлюс» представлена Форма: Расписка арендодателя в получении денежных средств в счет оплаты по договору аренды жилого помещения для проживания командированного работника (образец заполнения) издательства "Главная книга", 2016, N 15.

          А в ситуации задержки рейса командированных сотрудников фактически получается удлинение срока командировки (ст. 166 ТК РФ). И на все время растянувшейся командировки работнику необходимо начислить суточные, средний заработок и зарплату в том случае, если день выезда или возвращения совпал с выходным днем. Все вышеперечисленные суммы подлежат выплате при условии, если работник представит доказательства того, что задержался в пути по уважительной причине (в силу абз. 2 п. 19 Положения о служебных командировках). Такими доказательствами могут быть, например, справка от перевозчика, акт из гостиницы, подтверждающий расходы на наем жилья (Письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-03-04/2/244). А дополнительно понесенные расходы будут учитываться в расходах по налогу на прибыль при их документальном подтверждении.

          Если у Вас остались вопросы по возможности или невозможности учета расходов в налоге на прибыль, или необходима информация по другим темам законодательства – обращайтесь к материалам Системы КонсультантПлюс и к специалистам сервиса «Линия консультаций».

          Обратиться к сервису «Линия консультаций» возможно из оболочки Системы «КонсультантПлюс», воспользовавшись кнопкой «Задать вопрос эксперту», на сайте Регионального информационного центра, заполнив форму заказа во вкладке «Линия консультаций», и по электронной почте Регионального информационного центра.

 

Информация по представленным ситуациям подготовлена специалистами «Линии консультаций» на основе материалов, размещенных в справочной правовой системе «КонсультантПлюс»

 

Возврат к списку