Право инвалида на бесплатную перевозку вспомогательных средств передвижения как в качестве ручной клади, так и багажа

Дальневосточной транспортной прокуратурой в 1 квартале 2021 года установлены факты нарушения прав обслуживания пассажиров из числа инвалидов и лиц с ограничениями жизнедеятельности при осуществлении аэропортовой деятельности.

Так, инвалид при покупке проездных документов, сообщила кассиру авиакассы о наличии ограничений жизнедеятельности и использовании вспомогательных средств передвижения, в связи с чем, ей было разъяснено право их бесплатного провоза.

Вместе с тем, при регистрации на рейс, несмотря на наличие вспомогательных средств передвижения, работником аэропорта отказано в их приёме для перевозки, а также неправомерно указано на необходимость оплаты дополнительного места багажа, что могло способствовать причинению убытков при его перевозке.

В соответствии с частью 1 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Из содержания п. 135 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 № 82 (далее – Правила), следует, что в качестве ручной клади сверх нормы, установленной перевозчиком в соответствии с п. 133 Правил, и без взимания дополнительной платы пассажир имеет право провозить, в том числе костыли, используемые пассажирами.

Перевозка негабаритного багажа, тяжеловесного багажа, служебных собак, комнатных животных и птиц оплачивается исходя из его (их) фактического веса, габаритов и количества мест по установленным перевозчиком багажным тарифам независимо от других вещей пассажира, перевозимых в качестве зарегистрированного багажа, за исключением, в том числе костылей, используемых пассажиром из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, не позволяющие безопасно разместить ее (их) в салоне воздушного судна на полке над пассажирским сидением либо под сидением впереди стоящего пассажирского сидения, и перевозимых без взимания дополнительной платы (п. 136 Правил).

В свою очередь, согласно требованиям п. 124 Правил предусмотрено, что сверхнормативный багаж, негабаритный багаж и тяжеловесный багаж принимаются к перевозке только при наличии на воздушном судне свободной провозной емкости и при условии оплаты пассажиром провоза такого багажа, за исключением случаев, перевозки кресел-колясок и иных вспомогательных устройств передвижения, используемых пассажиром из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в соответствии с порядком предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, предусмотренным п. 13 ст. 106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Кресла-коляски и иные вспомогательные устройства, используемые пассажирами из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, перевозятся в качестве зарегистрированного багажа в багажных отсеках воздушного судна. В пассажирском салоне воздушного судна допускается перевозка складных кресел-колясок и иных вспомогательных устройств, используемых пассажирами, вес и габариты которых не превышают габариты ручной клади (п. 21 Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.02.2016 № 24).

Таким образом, законодательством предусмотрено, что перевозка вспомогательных средств передвижения осуществляется без взимания дополнительной платы, как в качестве ручной клади, так и багажа, независимо от необходимости их использования во время полёта.

Анна Редрова, помощник Дальневосточного транспортного прокурора по организационным вопросам и контролю исполнения 

Возврат к списку