Безопасность пассажиров на водном транспорте при организации туристических и экскурсионных маршрутов

Безопасность пассажиров на водном транспорте при организации туристических и экскурсионных маршрутов

В последние годы набирает популярность так называемый «экологический туризм»: посещение, в том числе в форме водных прогулок, «диких» мест природы, малоизученных и практически необитаемых островов Охотского моря и заповедных территорий Дальнего Востока.
Стоимость таких экскурсий весьма существенна, для привлечения туристов используется красочная реклама в Интернете, распространяется информация в социальных сетях.
Предполагается, что деятельность фирм, организующих туры, экскурсии и экспедиции «за впечатлениями», является легальной и осуществляется с соблюдением всех мер безопасности на водном транспорте.

Однако практика прокурорского надзора показывает, что это далеко не так.
Зачастую экскурсии и туристические поездки организованы без лицензии на осуществление пассажирских перевозок водным транспортом, с использованием судов, не поставленных на учет и не прошедших освидетельствование на предмет безопасной эксплуатации.
Вскрытые факты нарушений закона требуют от граждан проявления бдительности при выборе туроператоров для проведения туристических прогулок, тщательной проверки информации об организаторах туров и условиях их деятельности.

Недобросовестные организаторы представляют свои туры в качестве «экспедиций» (в том числе в исследовательских целях), предлагая гражданам в договорах статусы «ассистентов» или «помощников» и т.д, тем самым уклоняясь от продажи именно туристической путевки, оформленной в соответствии с законодательством.
При покупке такого тура, в первую очередь, необходимо изучать предлагаемые условия договора, проверять данные о туроператоре, его контрагентах, непосредственно оказывающих услуги по перевозке водным транспортом и сопровождению в поездке, обращать особое внимание на предмет договора и наличие страховки.
Туристические фирмы, осуществляющие перевозки туристов и прогулочные рейсы на судах внутреннего водного транспорта, обязаны соблюдать положения законодательства, связанного с предоставлением такой услуги. Кроме того, они должны контролировать соблюдение требований закона лицами, непосредственно выполняющими эти услуги по соглашению с туристической фирмой.

При формировании туристского продукта, в который входит перевозка пассажиров на судах внутреннего водного транспорта, туроператор несет ответственность за качество их предоставления, соответствие требованиям закона.
Данный вид перевозки пассажиров подлежит лицензированию.
Согласно Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации пассажиром является лицо, перевозка которого на судне осуществляется по договору перевозки пассажира.
При этом пассажиром признается всякое лицо на борту судна, кроме капитана и членов экипажа, а также других лиц, работающих или имеющих какие-либо занятия, связанные с эксплуатацией этого судна (специальный персонал).
Правоотношения, связанные с оказанием услуг по перевозке пассажиров, регулируются главой 40 «Перевозки» Гражданского кодекса Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Туристические фирмы, не имеющие в собственности судов, в целях реализации туристского продукта должны заключать с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями договоры на оказание услуг по перевозке пассажиров водным транспортом.
Не имеют право оказывать возмездные услуги по перевозке пассажиров судоводители маломерных судов (длина которых не превышает 20 метров, а количество людей на борту – 12), используемых владельцами в личных целях и зарегистрированных в органах Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
Осуществлять перевозку внутренним водным транспортом пассажиров могут только суда, зарегистрированные в Государственном судовом реестре Российской Федерации при наличии соответствующих судовых документов, документов о страховании жизни и здоровья экипажа и пассажиров.

Кроме того, на судне должны быть в наличии индивидуальные и коллективные спасательные средства, обеспечиваться безопасная посадка и высадка пассажиров, а планируемый район осуществления пассажирских перевозок соответствовать району плавания, указанному в классификационном свидетельстве.
При осуществлении посадки на судно пассажирам следует прежде всего визуально убедиться в наличии на нем противопожарных и спасательных средств (спасательных жилетов, кругов, плотов, шлюпок в зависимости от вида судна), средств радиосвязи и навигации, сигнальных средств, эвакуационных выходов, аптечки, а также уточнить маршрут, используемый судоводителем при перевозке.

Пользование услугами перевозки на судах, не имеющих регистрации в уполномоченном органе, может представлять угрозу для безопасности пассажиров. Данные суда выпадают из поля зрения контролирующих и надзорных органов. Как правило, в подобных случаях судоводители не имеют документов на судно, права на его управление, не заботятся о его техническом состоянии и обеспечении противопожарными, спасательными и иными средствами защиты.
В связи с этим пассажирам необходимо самостоятельно оценивать риски пользования услугами перевозки, страховать свою жизнь и здоровье на случай наступления неблагоприятных последствий.

О фактах оказания услуги по перевозке граждан водным транспортом ненадлежащего качества либо без разрешительных документов на судах с измененными конструктивными особенностями необходимо информировать транспортную полицию (при ее отсутствии – ближайшее отделение полиции), транспортную прокуратуру или территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.


Екатерина Ермакова, Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор

Возврат к списку