О публичных слушаниях по закону о бюджете

Согласно ст. 36 Бюджетного кодекса РФ одним из принципов функционирования бюджетной системы РФ является принцип прозрачности (открытости) бюджета.

  

 Прозрачность (открытость) бюджета означает в том числе обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

 При этом достижение данного базового элемента бюджетной системы РФ должно обеспечиваться в том числе путем проведения публичных слушаний по проекту бюджета субъекта РФ и годовому отчету об исполнении бюджета субъекта РФ (далее – публичные слушания), целью которых является изучение общественного мнения населения по данному вопросу.

 В соответствии с Федеральными законами от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» публичные слушания проводятся по проекту бюджета субъекта РФ и годовому отчету об исполнении бюджета субъекта РФ, по проекту местного бюджета и отчету об исполнении местного бюджета соответственно.

 На основании изложенного, порядок проведения публичных слушаний по названным выше вопросам органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления определяется самостоятельно. При этом порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту местного бюджета и отчету об исполнении местного бюджета должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте их проведения, заблаговременное ознакомление с проектом бюджета и отчета о его исполнении, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний. В свою очередь, федеральное законодательство каких-либо требований к проведению публичных по проекту бюджета субъекта и отчету о его исполнении не содержит, в связи с чем данный вопрос регулируется на уровне субъекта РФ.

 В ходе проведенной прокуратурой края в 2016 году проверки установлено, что несмотря на установление отдельным нормативным правовым актом края порядка проведения публичных слушаний, последние по своему существу носили формальный характер и не обеспечивали выявления общественного мнения населения, подготовку предложений и рекомендаций по данному вопросу.

 В связи с изложенным, прокурором края Губернатор края проинформирован о необходимости изменения порядка проведения публичных слушаний для достижения целей их проведения.

 Правительством края 12.07.2016 принято постановление №227-пр «Об утверждении Порядка проведения публичных слушаний по проекту краевого бюджета и годовому отчету об исполнении краевого бюджета» (далее – Порядок), положения которого отвечают требованиям принципа прозрачности (открытости) бюджета, а также обеспечивают участие населения в решении вопроса формирования и исполнения краевого бюджета.

 Согласно Порядку публичные слушания проводятся министерством финансов края не позднее чем за один рабочий день до даты внесения проекта закона о краевом бюджете и проекта закона об исполнении краевого бюджета за отчетный финансовый год в Законодательную Думу Хабаровского края. Участниками публичных слушаний могут быть граждане РФ, представители органов государственной власти края, федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, представители общественности. При этом каждый участник публичных слушаний имеет право выступить для высказывания своей точки зрения по теме публичных слушаний. В ходе проведения публичных слушаний заслушивается информация министерства финансов края о проекте краевого бюджета или годовом отчете об исполнении краевого бюджета и выступления участников публичных слушаний, которые могут вносить предложения (замечания) по проекту краевого бюджета или годового отчета об исполнении краевого бюджета, вынесенным на публичные слушания. Вносимые предложения (замечания) носят рекомендательный характер и не подлежат обязательному учету при рассмотрении проекта закона о бюджете и отчете о его исполнении.

 С учетом требований данного постановления, министерством финансов края 14.10.2016 проведены публичные слушания по проекту бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

 В ходе данных публичных слушаний его участниками подготовлено 4 вопроса, а также направлено 3 предложения, которые были одобрены.

 Учитывая, что ранее при рассмотрении проекта краевого бюджета на очередной финансовый год публичные слушания в форме, обеспечивающей достижение целей и задач их проведения, не осуществлялись, можно констатировать, что в настоящее время в крае сформирована необходимая нормативная правовая база по данному вопросу, позволяющая надлежащим образом осуществлять реализацию принципа прозрачности (открытости) бюджета.

  

ИЛЬЯ БЛУДОВ, СТАРШИЙ ПРОКУРОР ОТДЕЛА ПО НАДЗОРУ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРОКУРАТУРЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

           Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 01 (171) дата выхода от 20.01.2017.

           Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».       

Возврат к списку